Что такое аккумулятор AGM на 12V: устройство и обслуживание

Выбирая аккумуляторную батарею, мы стараемся учесть максимум факторов, которые бы способствовали долговечности и простоте обслуживания прибора. Современные производители, конечно же, учитывают желания автомобилистов и совершенствуют уровень своей продукции. К сожалению, не все интересуются свежими технологиями и обращают внимание только на традиционные АКБ, в то время как существует возможность взять на вооружение прогрессивные типы батарей.

Короткое определение AGM аккумулятора на напряжение 12V для автомобиля

Третье поколение тяговых источников энергии практически не отступило от классических канонов – их работа основана на электрохимической реакции свинца в водном растворе серной кислоты. Технология Absorbent Glass Mat создана еще в 70-х годах прошлого столетия, и отличается от традиционной тем, что электролит находится не в жидком состоянии, а абсорбируется в порах стеклянных волокон сепаратора.


AGM аккумулятор как правильно заряжать

Автолюбителям, интересующимся вопросом, что такое AGM аккумулятор и как правильно его заряжать, нужно сразу сказать – батарея этого типа имеет чрезвычайную стойкость к глубокому разряду. Типовая модель без проблем выдерживает 200 циклов полного разряда благодаря плотности конструкции блока пластин и способности сепараторов удерживать активную массу. У электролита отсутствует текучесть, и, стало быть, разрядный процесс не сопровождается его испарением с последующим разрушением пластин, как это происходит с традиционными источниками электроэнергии.

Принципы технологии Absorbent Glass Mat

Как и в кислотной АКБ, здесь применяются отсеки с положительно и отрицательно заряженными пластинами, которые сделаны из свинца. Между ними уложены специальные сепараторы из стекловолокна, пропитанные электролитом. Обычно автомобильный аккумулятор AGM на 12V имеет шесть герметичных банок с пластинами и не нуждается в обслуживании.

Отдельно стоит рассмотреть роль сепаратора в данной технологии:

  • Представляет собой пористую систему, где электролит удерживается за счет капиллярных сил.
  • Необходимое для реакции количество электролита дозируется таким образом, что мелкие поры мата заполняются жидкостью, а более крупные остаются свободны для циркуляции газов.

аккумулятор AGM на напряжение 12V

Благодаря рециркуляции газы, так же как и у гелевых АКБ, не покидают корпус изделия, а «возвращаются» в электролит. Все пластины изготовлены из чистого свинца, что дает возможность батарее набирать зарядку в короткое время и быстрое отдавать. Пусковой ток значительно выше, чем у классических свинцово-кислотных источников электроэнергии.

Конструкция и классификация АКБ типа Absorbent Glass Mat

Источники независимого электроснабжения этого типа принадлежат к классу VRLA и используются не только для питания всевозможных электронных устройств, но и в автомобильной технике. Например, флагманская баварская модель BMW 7 G11 комплектуется аккумулятором, изготовленным по технологии AGM.


Конструкция блоков изготавливается в двух конфигурациях:

  1. Спиральная.
  2. Плоская.

Продукция первого вида выпускается по большей части только в США, а изделия с плоским расположением электродов – производятся в основном в странах ЕС. Элементы спиральной формы имеют значительную площадь поверхностного контакта, что позволяет им выдавать увеличенные значения тока при пуске. Все, кто интересуется, как правильно заряжать автомобильный AGM аккумулятор со спиральной конфигурацией электродов, должны иметь в виду, что эта батарея набирает заряд в более короткие сроки, чем традиционные аналоги.

аккумулятор AGM 12V

Оба типа АКБ успешно используются автопроизводителями, однако батареи с плоским расположением блоков встречаются чаще. Все характеристики изделий соответствуют стандартам международной торговой ассоциации BCI, большинство которых направлено на защиту природы и обеспечение безопасной утилизации свинцово-кислотных продуктов.

Герметичность аккумуляторов Absorbent Glass Mat является условной – для выведения избыточной части водорода конструкция оснащена предохранительными клапанами VRLA. Дело в том, что ограничением емкости положительных пластин полностью подавить процесс выделения водорода на отрицательных пластинах в режиме заряда не удается. Причем в конце заряда скорость его выделения несколько превышает экстракцию кислорода. Благодаря клапану давление внутри батареи поддерживается на уровне, который является допустимым для обеспечения работоспособности и прочности корпусных элементов изделия.

как правильно и безопасно заряжать AGM аккумулятор

В качестве загустителя электролита производители используют в основном силикагель и аллюмогель. При взаимодействии этих компонентов с серной кислотой образуется тиксотропный гель.

Преимущества и недостатки

Перед классической технологией батареи, изготовленные по методике Absorbent Glass Mat, обладают рядом преимуществ. В частности, аккумулятор AGM на напряжение 12V можно устанавливать практически в любом положении, за исключением вверх дном. Кроме этого, эксперты отмечают еще несколько положительных моментов:

  • устройство требует минимум обслуживания, которое заключается в соблюдении чистоты агрегата и контроле его параметров;
  • герметичная конструкция оснащена клапанной регулировкой, предотвращающей утечку кислоты и разрушение клемм;
  • безопасность эксплуатации, при грамотной зарядке опасность взрыва и выделения газов исключены;
  • безотказная работа при температурах до -30°C, при более низких показателях не исключается кристаллизация электролита разряженной АКБ;
  • устойчивость к вибрациям;
  • высокий пусковой ток, в отличие от классических источников тока увеличен на 50-70%;
  • возможность ускоренного заряда и невысокие требования к стабильности зарядного напряжения.

Вместе с тем не следует забывать и о негативных сторонах независимых источников, изготовленных по технологии AGM:

  • более высокая стоимость по сравнению с традиционными аккумуляторами на жидком электролите;
  • невозможность хранения в разряженном состоянии, напряжение каждого из элементов батареи не должно опускаться ниже 1,8 В (т.е. минимальный вольтаж 12-вольтовой АКБ не должен опускаться ниже 10,5 — 10,8 В);
  • недопустимость зарядки повышенным напряжением.

Обслуживание: как правильно заряжать автомобильный AGM аккумулятор самостоятельно?

Ни для кого не будет секретом тот факт, что для типичных жидкостных батарей крайне вреден глубокий разряд. После таких процессов срок их службы стремительно сокращается. В этом смысле источники, основанные на технологии Absorbent Glass Mat значительно эффективнее.

Если обычный АКБ можно разрядить без особых последствий на 10-15% от общей емкости, то АГМ допускает разряд до 25-30% без деструктивных признаков. Чтобы понять, как правильно заряжать автомобильный AGM аккумулятор, достаточно внимательно изучить рекомендации изготовителя. Согласно им зарядные алгоритмы делятся на два вида:

  1. Многоступенчатые (2 или 3 ступени).
  2. Одноступенчатые.

Трехступенчатая зарядка

Эксперты признают этот метод самым эффективным, хотя сами производители практически не упоминают о его существовании. Возможно, что это связано с трудностями при его реализации, потому что из-за разных емкостей длительность ступеней существенно отличается. Алгоритм состоит в следующих пунктах:

  • основной заряд – напряжение 14,2 — 14,8 В и ток 0,1 — 0,3С, где С – емкость АКБ в Ач;
  • накопительный цикл – напряжение 14,2 — 14,8 В;
  • плавающий заряд (хранение) – 13,2 — 13,8 В.

Двухступенчатая зарядка

Основная масса производителей рекомендуют именно этот способ восстановления источника тока. Алгоритм заряда включает следующие циклы:

  • основной – напряжение 14,2 — 14,8 В и ток 0,1 — 0,3С;
  • плавающий (хранение) – напряжение 13,2 — 13,8 В.

Одноступенчатая зарядка

Этот вариант восстановления характеристик батареи не рекомендуется в качестве основного – только для быстрой подзарядки:

  • плавающий заряд – напряжение 13,2 — 13,8 В и ток 0,1 — 0,3С.

Основные понятия зарядного процесса и рекомендации по его выполнению

Стоит детально остановиться на определении основных этапов подзарядки:

  • Основной – заряд, в течение которого восстанавливается до 80% всей емкости АКБ.
  • Плавающий – зарядный процесс, цель которого восполнить емкость батареи до 100% значения.
  • Хранение – цикл, когда АКБ потребляет минимальный ток от зарядного устройства.
  • Накопительный – процесс, в течение которого аккумулятор AGM с потенциалом 12V стабилизирует свои рабочие характеристики.

аккумулятор AGM и зарядное на 12V

Процедура зарядки должна выполняться при помощи устройства, имеющего индикацию, как по напряжению, так и по току. Контроль обеих параметров позволит избежать сильного газообразования. Хорошо себя зарекомендовали ЗУ с интеллектуальной системой управления, которые восстанавливают батарею в щадящем режиме. Например, неплохие отзывы автолюбителей о зарядном устройстве Hyundai HY 1500 Expert.

В процессе важно отслеживать уровень температуры электролита и не допускать ее значения выше +45°C. Превышение этой цифры влечет сокращения срока эксплуатации источника электроэнергии.

Важно! Категорически нельзя допускать напряжение заряда выше 15,2 В. При повышении этой цифры буквально на 0,05 В происходит активизация процесса гидролиза, который ведет к образованию газовой подушки и потере молекул воды. Все это в дальнейшем негативно сказывается на работоспособности АКБ.

В итоге

Основное отличие AGM технологии заключается в отсутствии жидкого электролита, здесь он находится в специальных матах, которые выполняют еще и роль диэлектрика. Все компоненты батареи расположены в корпусе весьма компактно. Это позволяет разместить большее количество свинцовых пластин и, следовательно, увеличить емкость АКБ.

Важно! Ставить АКБ системы Absorbent Glass Mat можно на любую машину, но надо учитывать один момент. В автомобиле, где штатно предусмотрен AGM, бортовая система контролирует заряд аккумулятора, и прекращает процесс подзарядки при достижении соответствующего уровня. На обычной машине такой функции не предусмотрено, а батарея, которая критически относится к перезаряду, может выйти из строя. Поэтому лучше поставить аккумулятор по технологии EFB.

Очищенный свинец в пластинах имеет небольшое сопротивление, что повышает эффективность зарядного процесса. Изучая вопрос, как правильно заряжать автомобильный AGM аккумулятор, не стоит забывать тот факт, что максимальное напряжение на ЗУ должно быть не более 15,2 В. Даже небольшое повышение этого значения влечет сокращение срока службы источника тока.

По рекомендациям производителей наиболее оптимален двухступенчатый алгоритм зарядки. Время зарядки по сравнению с жидкостными аналогами сокращено в 2-3 раза. Для восстановления характеристик батареи лучше использовать устройства с интеллектуальной системой управления.


Обсуждение: 38 комментариев

  1. В статье написано «невозможность хранения в разряженном состоянии, напряжение не должно опускаться ниже 1,8 В;». Не ошибка ли?

    Ответить
    1. Покрышкин:

      Видимо речь идет о напряжении одного элемента, то есть о параметре (В/эл-т). Тогда для аккумулятора на 12 В это будет означать его критическое напряжение 10,8 В. Автор непременно уточнит этот момент

      Ответить
  2. Александр:

    «для типичных жидкостных батарей крайне вреден глубокий разряд. После таких процессов срок их службы стремительно сокращается. В этом смысле источники, основанные на технологии Absorbent Glass Mat значительно эффективнее.

    Если обычный АКБ можно разрядить без особых последствий на 10-15% от общей емкости, то АГМ допускает разряд до 25-30% без деструктивных признаков. »

    Получается, автор противоречит сам себе. Сперва сказал, что AGM как бы лучше (с точки зрения полного разряда). Зато потом сообщил, если логично воспринимать текст, что AGM можно разряжать без плохих последствий только до 25-30% — и как бы нежелательно его дальше разряжать?

    Прошу модераторов дать правильный ответ и исправить статью — иначе читатели засомневаются в компетентности авторов.

    Ответить
    1. Volkov:

      Речь идет о «глубоком разряде», а не о полном. AGM имеет возможность восстановления после более глубокого разряда, чем обычная АКБ. В чем вы увидели противоречие?

      Ответить
    2. Илья:

      Суть в том, что чем ниже рязряд по ёмкости, тем меньше циклов заряд-разрядов, поэтому и описывается, что без структурных изменений — максимум 30%.

      Ответить
  3. and:

    Можно заряжать агм выше 1 ампера или как у кислотниках,например 100А 10А максимум? спасибо

    Ответить
  4. Парфен Покрышкин:

    Так выше написано — «основной заряд – напряжение 14,2 — 14,8 В и ток 0,1 — 0,3С, где С – емкость АКБ в А». Например, для батареи в 60 Ач ток основного заряда будет в среднем 6-15 Ампер.
    Вообще-то идеальный вариант — это автоматическое зарядное устройство 5-10А и 12В, которое используется в 2-х режимах — заряд + хранение.

    Ответить
  5. and:

    Я купил агм varta 100A и мне удевил,когда сказали не встав выше 1А,хотя у кислотниках рекомендуется 10 процент,значит агм боится большого тока?

    Ответить
  6. Дон Кислотан:

    Фанатам подзарядок современных и допотопных аккумуляторов, советую современные импульсные зарядные устройства фирмы CTEK, EXIDE, Сорокин, DECA, DEFA которые бережно и без выкипаний зарядят ваш аккумулятор. Не морочте голову себе и другим, заряжайте раз в 3 месяца и современный аккумулятор вам прослужит долго. Для автомобилей напичканной электроникой и с малыми пробегами, крайне рекомендуются AGM аккумуляторы.

    Ответить
  7. Вадим:

    выше написано — «основной заряд – напряжение 14,2 — 14,8 В и ток 0,1 — 0,3С, где С – емкость АКБ в А». Например, для батареи в 60 Ач ток основного заряда будет примерно 1,5 Ампер.
    Как получили 1,5А? 0,3С=0,3*60?

    Ответить
    1. Парфен Покрышкин:

      Виноват, спасибо — исправил.

      Ответить
  8. Рен:

    Перед зарядкой агм электролит доливают? Если да то в каких пропорциях. у меня 105.

    Ответить
    1. Парфен Покрышкин:

      После активации аккумулятора в AGM не нужно доливать электролит.

      Ответить
  9. Роман:

    Имеется аккумулятор системы AGM VRLA(Delta).С момента покупки ниразу не заряжался и не использовался. Напряжение упало и стало 4В.Зарядное устройство(интелектуальное) не заряжает. Имеется ли возможность восстановить аккумулятор.Очень надеюсь на Вашу помощь!

    Ответить
    1. Парфен Покрышкин:

      4 вольта, конечно, критический показатель, но попробовать можно. Для начала снимите верхнюю крышку, под которой находятся колпачки банок. Их нужно снять и добавить в каждую банку дистиллированной воды. Уровень воды должен слегка накрывать бумажные блоки, контролировать можно при помощи фонаря. Если воды много, то излишки следует откачать. После добавления дистиллята вольтаж должен увеличиться.

      Колпачки поставить на место и зафиксировать при помощи скотча. Заряжать токами не более 2А на протяжении 10-12 часов. Скорее всего, первый цикл не полностью восстановит емкость АКБ, поэтому придется делать 3-4 зарядных цикла. После каждого из них вольтаж, по идее, будет расти. Если не поможет, то, увы, нужно думать о покупке нового аккумулятора.

      Ответить
      1. Александр:

        Что значит открыть банки, это же agm, они не обслуживаются

        Ответить
        1. Полностью согласен, но речь идет о критической ситуации, так сказать, о последней попытке.
          Какое-то время AGM еще может поработать. Практика показывает, что в результате добавления воды плюсовые пластины начинают интенсивно разрушаться.

          Ответить
    2. Николай:

      Поставь в режим хранения 13,8V без ограничения по току, есть шанс восстановления

      Ответить
  10. Сколько читал статей об этих аккумуляторах AGM технологии ни в одной не получил ответа на конкретно интересующий вопрос,стоит ли ставить такой аккумулятор на автомобиль,но не на BMW 7 где под него уже сделана система зарядки а на обычный,у меня например Toyota Gaia,если вокруг говорят что для такого аккумулятора нужен импульсный ток то как и сколько он прослужил при подзарядки от обычного автомобильного генератора,ведь там совсем ток не импульсный и надо ли его переодически заряжать специальным заурядным устройством,почему то этот момент ни в одной статье не обговорен,если кто точно знает этот момент пожалуйста подскажите,заранее благодарю!

    Ответить
    1. Парфен Покрышкин:

      Ставить-то AGM можно на любую машину, но надо учитывать один момент. В автомобиле, где штатно предусмотрен AGM, бортовая система контролирует заряд аккумулятора, и прекращает процесс подзарядки при достижении соответствующего уровня.

      На обычной машине такой функции не предусмотрено, а батарея, которая критически относится к перезаряду, может выйти из строя. Поэтому лучше поставить аккумулятор по технологии EFB.

      Ответить
    2. Николай:

      Подели стоимость AGM АКБ на обычные и поймеш сколько сможешь ездить на простом только не надо повышать емкость АКБ от штатной, заряжайте чаще при маленьких пробегах и будит счастья

      Ответить
  11. Мне попался по случаю Оптима синяя 55А/ч.с поломойки Нилфиск.И было на его клеммах 5.2В. Хозяин сказал что труп,год стоит не заряжался.Я его забрал и заряжал на самопальной заряде стабилизированным током 2А. Двое суток брал заряд. Сейчас данный аккум. работает на ниве уже три месяца.

    Ответить
    1. Николай:

      Стабелизированым током?
      А какое напряжение было при заряде?

      Ответить
      1. Если ток стабилизирован, то напряжение автоматически повышается по мере заряда АКБ.

        Ответить
  12. алаксандр:

    Такой аккумулятор 75ач прослужил на фджи 6 лет.
    Ни разу не снимался, и не заряжался, работает и по сей день.

    Ответить
  13. сергей:

    Вышел их строя аккумулятор на детском электромобиле,хочу установить AGM.
    По параметрах подходит 12/14 a/h
    Было 12 /7a/h
    Вопрос:
    Старое зарядное подойдет?

    Ответить
    1. Не совсем понятно, что имеется в виду под «старое зарядное». Если это тот импульсный прибор, которым заряжали 12/14, то вполне подойдет.

      Ответить
  14. георгий:

    Подскажите!На элекроскутер хочу поставить аккумуляторы АджМ на 80 ампер,но зарядка осталась на 5 ампер для гелевых акб.Будет ли она выдавать небходимую силу токадля полной подзарядки или покупать на 8 ампер зарядку?

    Ответить
  15. Зарядный ток должен быть равным 10% номинальной емкости батареи. Если у АКБ емкость 80 Ач, то ток заряда ставим 8 А.
    Таким образом, 5 А будет недостаточно.

    Ответить
    1. дмитрий:

      Тут же написано что 0,1-,03C, значит 10%это не для vrla необслуживаемых. Разве нет? А в другой статье где-то написано было ,что можно и большим током заряжать чем 10%, а в инструкции написано что не применять авто з/у! В то же время написано на самом аккуме у меня, что не ниже стандартного тока, а на нём стандартный 0,6 при его емкости 6а. Короче хрен поймешь куда можно меньше-больше отклоняться.
      Вот например, повторюсь, у меня аккум 6а час и я хочу купить сразу з/у на будущее для авто аккума тоже. Но там минимальный ток заряда 2а час. В вашей статье написано, что 0,1-0.3с ток заряда должен быть от емкости,значит аккум 6 ампер час делим на 10ки множим на 0,3=1,8. Вот получается никак не 2 ампера как распространённые модели з/у заряжают. И куда копать, непонятно, можно заряжать большим током или нет. Как з/у будет это делать в сколько этапов, опытным путём остаётся только. Сколько искал себе с функцией пускового-не видел чтоб меньше 2 а в час было з/у — на 6 и 12 вольт есть, по крайней мере по цене меньше 7000.
      В итоге выбрал с жк дисплеем и функцией блока пит. и ручной и авто настройкой за 2750 наше. Прощай пусковое, либо брать и использовать его только как пусковое без зарядки маленьких аккумов меньше 6 ампер час. Уважаемые, можно большим током чем 10 прОцентов заряжать и автомобильным агм врла необслуживаемый для мото?

      Ответить
      1. ЗУ Орион Striver PW270 — Регулировка тока в диапазоне 0.4-6 А (из инструкции). Цена — 1710 рублей. В чем проблема? Уверен, подобных недорогих экземпляров уйма.
        Второе — показания приборов и реальные значения могут быть различны. Используйте для контроля мультиметр.

        Ответить
  16. Михаил.:

    «Алгоритм заряда включает следующие циклы:

    «основной – напряжение 14,2 — 14,8 В и ток 0,1 — 0,3С;
    плавающий (хранение) – напряжение 13,2 — 13,8 В.»
    У меня «Вымпел-55», позволяет установить разные алгоритмы. Что значит напряжение 14,4 — 14,8 ? Это режим «качели», т.е установить сначала 14,2,а второе напряжение 14,8 чтобы оно качало? Или просто одно напряжение в этом диапазоне, а второе в диапазоне от 13,3 до 13,8 ?

    Ответить
    1. Речь идет именно о вольтажном диапазоне, т.е. возможно напряжение заряда «от» и «до», но не более.

      Ответить
  17. Денис:

    Аккумулятор с системой agm varta 12v 6ah , новый не эксплуатировался ещё , после зарядки второй день внутри слышны звуки похожие на кипение . Не сильно но потрескивает и побулькивает , это нормально ?

    Ответить
  18. Вообще-то кипение — это ненормальное явление. Возможно, это говорит о разбалансе АКБ. Возможно нарушен режим заряда.

    Ответить
    1. Денис:

      А вы можете посоветовать как быть с таким АКБ , хороший аккумулятор, не хочется просто сдавать назад . Заряжали в конторе , которая продаёт на нормальном оборудовании . Что можно замерить — проверить в этом случае ?

      Ответить
  19. Rom:

    Вопрос можно ли ставить обычный акум вместо AGM ? на авто стоял именно AGM

    Ответить
    1. Можно. При этом одни рекомендуют прописать замену в ПО автомобиля, а другие предлагают забить на это. Дело в том, что в автомобилях, оборудованных менеджером контроля электропитания, производится контроль мощности заряда АКБ. Как известно, AGM требует меньшего уровня заряда по сравнению с обычной батареей. Поэтому лучше все же прописать новый аккумулятор через диагностический адаптер VCDS.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 autobann.su // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru

© Все тексты авторские и являются интеллектуальной собственностью владельца. Убедительная просьба не использовать материал на сторонних ресурсах без согласования с автором.