Помощь в выборе моторного масла стала востребована с тех пор, когда появился обильный выбор. Пока за вас думает дилер, интерес ни к чему. Но когда гарантийные обязательства подходят к концу, а ценник официальной смазки вводит в ужас, в ход идет самая банальная идея – найти альтернативу. И в общем-то ход мыслей верный, но прежде мы советуем ликвидировать пробелы. Вопросы могут быть самыми непредсказуемыми: какой вязкости должен быть состав, какие присадки должны в нем быть и, в конце концов, синтетика или полусинтетика?

Откуда корни

масло 5w30 или 5w40 в чем отличие

 


Моторная, трансмиссионная, для ГУР и пр. смазка – это «база» + пакет присадок. Под «базой» понимается базовое масло, по виду которого и судят о происхождении конечного продукта: минеральное, полусинтетическое или синтетическое. На самом деле типов базовых масел не три, а пять:

  • Высокосернистое минеральное – получается из тяжелых фракций нефти совместно с растворителями.
  • Низкосернистое минеральное – обычная минералка, прошедшая очистку. В чистом виде это разнородный по молекулярному составу продукт: молекулы совершенно неоднородны и имеют разные длины.
  • Гидрокрекинговое (HC-технология) – минеральная жидкость, подвергшаяся гидроочистке. Упрощенно этот процесс можно описать как разрушение крупных молекул с целью создания однородной структуры и выравнивания свойств смазки. Торговое название продуктов, изготовленных по гидрокрекинговой технологии – HC-синтетика.
  • 100% синтетическое. Фактически эта жидкость – конструктор, собранный на основе полиальфаолефинов (ПАО). Молекулы синтезируются в ходе химических реакций, сырьем для которых выступает нефтяной газ, чаще всего децен. На выходе – однородная структура с первоклассными свойствами.
  • Суперсинтетическое. Продвинутые эксперты по маслам, коллеги из «За рулем» и автор почитаемого ЖЖ bmwservice, относят в эту группу все, что не вошло в остальные четыре. Визитная карточка базового суперсинтетического масла – «эстеры» или, по-другому, сложные эфиры – результат взаимодействия спиртов и кислот. Реже в качестве основы выступают полиалкиленгликоль. Производятся в ограниченном количестве из-за дороговизны технологии и небольшого спроса.

чем отличается масло синтетическое от полусинтетического
Полусинтетической основы как таковой в чистом виде нет. Ее получают смешиванием низкосернистого минерального масла и 100% синтетики. Процент ПАО-компонента в смеси – не более 30%. Примесь синтетики позволяет стабилизировать свойства смазки, поскольку в чистом виде минералка имеет большой диссонанс в характеристиках.
чем отличается моторное масло 5w30 от 5w40 синтетика

Немного теории

В первом приближении разница между синтетическими и полусинтетическими маслами ясна – это разные основы. «Полусинь» — это доработанная минералка, а минеральная смазка получается естественным путем (это остатки от нефти после перегонки ее в бензин и дизель). Синтетика же – полностью искусственный продукт, созданный в ходе синтеза нефтяного газа. При сравнении эксплуатационных качеств удобно использовать специальную терминологию, с которой мы и предлагаем ознакомится:

  • Индекс вязкости – характеризует стабильность вязкостных свойств при изменении температуры. Условно говоря, чем выше это число, тем меньше вязкость при низких температурах и, как следствие, легче пуск двигателя.
  • Цифры по SAE (классификация, разработанная американской ассоциацией автомобильных инженеров). Описывает вязкость масла. Поскольку основную долю рынка составляют всесезонные смазки, то на коробке мы видим две цифры, разделенные буквой W. Например, 5W-40: 5W – категория вязкости при холодном запуске, 40 – класс вязкостных свойств при рабочей температуре. По факту, чем меньше низкотемпературная вязкость, тем легче двигателю провернуть коленвал на морозе (нижний температурный предел 0W: -40, 10W: -30). Если регион уж слишком лихорадит зимой, то в ход идут различные подогреватели масла двигателя, отчего эта цифра становится такой же малозначимой, как и на прогретом моторе. Класс через тире описывает интервал, в котором может изменяться кинематическая вязкость при рабочей температуре. Например, у 40-ки при 100°C она составляет 12,5-14,5 сСт (сантистоксов).
  • Индекс испаряемости NOACK. Описывает качество фракционного состава продукта. Методика оценки основана на вычислении разницы между исходной массой и той, которая остается после кипения при 250°C определенное время. Чем больше выкипело, тем более склонен продукт к угару.
  • Температура вспышки в закрытом тигле. Характеризует уровень безопасности смазки – максимальную температуру, при которой масло способно воспламенится от искры.
  • Окисление. Время, в ходе которого температура полностью добивает жидкость – мутнеет основа, присадки утрачивают свойства и пр.

 


Прочие параметры, как-то щелочное число TBN, кислотное число TAN служат для оценки качества и количества применяемых моющих присадок. Требования к смазочным материалам, выдвинутые API, ACEA, ILSAC и др., нацелены на снижение расхода топлива и улучшение экологии путем увеличения ресурса катализатора/сажевого фильтра. Идут ли такие действия на пользу ресурсу мотора, мы обсудим позже, а сейчас самое время сравнить синтетическое масло с HC-синтетиками и чистыми полусинтетиками.

В чем отличие синтетики от полусинтетики

Один из важных эксплуатационных показателей смазки – вязкость. Она косвенно характеризует то, как будет себя вести масло в самой высоконагруженной зоне – в области поршневых колец. Пленка жидких составов может быть слишком тонкой и легко разрываться, отчего стенки цилиндров быстро изнашиваются. Пленка густых смазок слишком толстая, что тоже не очень хорошо: излишки могут быстро закоксовать маслосъемные кольца, лишив их подвижности. Кроме того, сечение каналов маслосистемы конструктивно расчитано на определенные интервалы вязкости.

Касательно интервалов вязкостной характеристики справедливо отметить некоторые факты. Возьмем канистру 10W-40 и посмотрим, как изменяется вязкость с изменением температуры.

  1. +100°C – 14 сСт.
  2. -18°C – 3 500 сСт.
  3. Порог проворачиваемости коленвала – 5 000 сСт.

можно ли смешивать трансмиссионное минеральное и синтетическое масло
Кинематическая характеристика изменяется больше, чем в 200 раз. Именно поэтому важно ознакомится с понятием «индекс вязкости», определение которого мы привели выше. Так вот, этот самый индекс у синтетик доходит до 150, у минералок – до 110, у полусинтетики – до 120, у HC-синтетики – свыше 120 до 140.

Знать эти цифры в общем-то необязательно. Достаточно сопоставить продукты с различными типами базовых масел по SAE, как абсолютно такая же тенденция нарисуется сама собой:

  • Минеральные автомасла: 15W-40, 20W-50.
  • Полусинтетические продукты: в основном 10W-40.
  • HC-синтетики: 5W-40, 10W-40, 0W-20, 5W-20, 0W-16, 5W-30.
  • Синтетики (ПАО): 0W-40, 5W-40, 15W-60, 10W-60.

Цифры по SAE нам то и показывают: самый маленький разбег в температурном диапазоне – у минералки, самый широкий – у синтетических смазок. Что же касается числа вязкости при рабочей температуре, то тут прежде всего инструкция. Для подавляющего числа автомобильных двигателей, будь-то атмосферных или турбированных, достаточно HC-синтетиков и синтетиков типа 5W-40 и 0W-40. 0W-20 и 0W-16. Их прописывают обычно экологичным версиям машин, как-то гибриды и пр., у которых каждый процент экономии топлива на счету.

 


Синтетика 15W-60, 10W-60 – удел высокофорсированных спортивных моторов, где важна стабильность масляной пленки на предельных оборотах. Полусинтетика применима в основном на старых машинах и автомобилях отечественного производства.

Также есть различия между синтетической и полусинтетической основой в скорости окисления и по NOACK. Не вдаваясь в подробности, синтетика медленнее окисляется, т.е. долго не мутнеет, а также менее склонна к угару. Однако коксовые отложения от угара синтетики имеют высокую стойкость, отчего их трудно удалить. В основном из-за этого качества ее и не рекомендуют к применению в отечественных автомобилях, где зазоры в парах трения побольше и высокий расход маловязкой смазки на угар неизбежен.

Полусинтетика быстрее окисляется и стареет, рассчитана на короткий срок службы, подвержена угару и имеет нестабильную вязкость в течение срока эксплуатации. Казалось бы, лучше заменить полусинтетическую смазку на синтетическую и вмиг продлится срок службы мотора, но это не так. Во-первых, в старых двигателях маслосистема рассчитана на определенную минимальную кинематическую вязкость при холодном старте. Во-вторых, сальники и прочие уплотнения: от их недостаточной герметичности двигатель может есть масло и не дымить.

HC-синтетики сочетают в себе достоинства синтетических и минеральных масел. Группа занимает доминирующее положение в массовом сегменте и имеет приемлемую цену. Рекомендованы даже отечественным автомобилям.
отличие моторного масла синтетики от полусинтетики

А что с присадками

Задача присадочных веществ – снижение скорости окисления, придание смазке моющих способностей и, в конце концов, повышение антифрикционных характеристик состава в целом. Изначально их концентрация рассчитывалась с прицелом на максимум. По мере развития жестких экологических норм присадочный пакет стали урезать в угоду увеличения ресурса катализатора/сажевого фильтра.

Основные присадки – это:

  • Фосфор и цинк –противоизносные.
  • Кальций и магний – моющие.
  • Молибден и бор – антифрикционные.

В продолжение слов об одобрениях автопроизводителей и, в более широком смысле, допусках API, ACEA, можно заявить следующее: промышленные гиганты готовы экономить на таких присадках, как фосфор и понижать концентрацию золы, которая является природным моющим средством в угоду экологическим нормам. В практическом смысле такая тенденция мало чем приятна: внутренности мотора плохо моются, отчего простаивание в пробках способствует коксованию отложений на деталях, а полное окисление наступает гораздо быстрее. Что примечательно, если двигатель не расходует масло, то такие мероприятия ни к чему. Когда же наблюдается потребление смазки, то и без всяких мероприятий это быстро добьет катализатор.